Обозреватель стенгазеты (helghi) wrote,
Обозреватель стенгазеты
helghi

Categories:

А олени лучше?

Попался случайно очень хороший документальный фильм об оленных чукчах. Современный, свеженький.
Про жизнь оленеводов там всё правильно показано. И в "раньшее время" там мало что отличалось, только что раций и снегоходов не было.
А беспокоит меня другое.

Многим эта жизнь "наедине с природой" покажется очень влекущей. Да и герои фильма вроде как из тундры не бегут бегом в город или даже в посёлки... Да, тяжелая работа, да, холод, нет зомбоящика и планшетов (спойлер: на самом деле есть, только с электричеством сложно) - чего ещё желать?

Это обман зрения. Нет в этой жизни в наше время ничего хорошего. Просто всё, что им могут предложить кроме этого, - ещё хуже.

Одно время у нас любили писать, что советская власть силой выдрала северные народы из их блаженного состояния и пинками поволокла в светлое коммунистическое будущее. Мол, преступники какие, разрушили привычный уклад жизни, ах, мерзавцы.
Те, кто так говорил, выросли уже во времена, когда подавляющее большинство людей на Севере жили в отапливаемых домах, пользовались телефонами, летали на самолётах и смотрели телевизор. Того самого "уклада" - с голодовками каждую зиму, с "добровольной смертью", с родами в пустом холодном чуме, с привычкой не спасать оторвавшихся на льдине - они в глаза не видели. Про это хорошо, точно писала Александра Путинцева (я уже как-то раз говорила о её книге "Дневники Красной юрты", она жила и налаживала советский быт у нанайцев в 20-х - 30-х годах). Это очевидно, об этом лишний раз можно не рассказывать. Вопрос в другом.

Когда из аборигенных народов Сибири стали выходить представители национальной интеллигенции, они сразу чётко поделились на два потока. Одни, окончив 10-летку и институт, возвращались к себе на севера, чтобы поделиться выученным с земляками и работать врачами, учителями, механизаторами, радистами, пилотами там, где выросли. Другие постарались "зацепиться" и "устроиться", сделав всё возможное, чтобы не возвращаться в родные юрты и чумы. Квартирка в Ленинграде, приличная непыльная должность и заграничные командировки в качестве "представителей малых народностей СССР" их вполне устраивали.

И когда понеслись очередные холодные вихри после развала СССР (а на самом деле - ещё незадолго до развала), вот эти вторые и завели песенку о разрушенном "традиционном укладе". Но во времена, когда эти песенки звучали, оленеводы и китоловы жили уже не в чумах, а в домах с центральным отоплением, все были поголовно грамотны и при необходимости летали в областной центр вертолётами. И про Союзе, как бы его ни ругали, возвращаться обратно в чумы никто не хотел. Захотели потом, когда Союза не стало.

Почему? Сами знаете, я думаю: потому же, почему потомки земледельцев потянулись "назад к землице", - в надежде сохранить хоть что-то своё, не национальное - человеческое, хоть что-то уберечь от беспощадной эксплуатации. Для многих лучше жить в яранге в минус 40 и кочевать по 20 раз за зиму, чем обретаться в городе, где плохо с работой, на должности дворника на три ставки (на одну не прожить) или собирать бутылки по помойкам. С оленями, тюленями и прочими песцами, которых в тундре ещё хоть немножко есть, ты получаешь хотя бы иллюзию неполной зависимости от чужой безразличной воли, которой от тебя нужно только одно: прибыль.

Помнится, ханты одно время радовались, когда у них скупали родовые земли для добычи газа. Потом радоваться перестали: вести хотя бы отчасти независимую жизнь стало негде, а подаваться в город (где нет работы) - верная смерть от пьянства и бескормицы. Компенсации, которые одно время им платили за пользование землёй, делу не помогали: не всё покупается, хотя почти всё продаётся. Не купишь на эти компенсации ощущения, что ты человек, а не источник прибыли или помеха для более "эффективного" землепользования.

Американские и гренландские инуиты, тлинкиты, алгонкины это ощутили на себе намного раньше - они с самого начала попали в крепкие объятия капиталистической экономики. Да, у них выходили про это книги, да, их издавали в СССР, их даже читали, но поверить в то, что это может случиться здесь, у нас, не могли. Просто в голове не умещалось. Очень уж хотелось рынка и свободы. "Вы дрались за Свободу, и она ваша. Ешьте её, о волки".

Так что нет у "маленького камня" другого выхода, кроме как оставаться в тундре и звать туда же внуков. Все другие пути для них ведут в прямое рабство. А здесь рабское положение всё-таки не так сильно ощущается...
Tags: вскрытие показало, дубина просвещения, стервовизор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments