Обозреватель стенгазеты (helghi) wrote,
Обозреватель стенгазеты
helghi

Categories:

Научная шпаргалка

Подсмотрела идею. Как вам такой формат? Вопросы пока что нарочито "глупые", для веселья.
Если есть ещё вопросы про фольклор и его изучение, пишите - ответим!

1. Фольклор — это в деревне у бабушек?
Строго говоря, фольклор живёт везде, просто не везде он одинаковый. Традиционный этнический фольклор (т.е. фольклор определённого народа) действительно лучше сохраняется в сельской местности и его лучшие знатоки — чаще всего пожилые люди. Но есть и городской фольклор (причём и старинный, и современный), и он тоже появляется и живёт по тем же законам, что и традиционный. Кроме того, с давних пор свой фольклор есть у разных сообществ, напр., у учащихся (школьников, студентов), у людей разных профессий (врачей, военных, полярников), у неформальных объединений и групп по увлечениям (хиппи, альпинистов, автостопщиков, байкеров). Такой фольклор может быть по виду совершенно не похож на фольклор из сборников типа «Татарские народные сказки», но законы его формирования и жизни очень схожи.

2. Почему сказки у разных народов такие похожие?
До конца не знают и сами фольклористы. Есть несколько объяснений. Во-первых, сказками можно делиться, что и делают народы, живущие рядом друг с другом. Во-вторых, иногда сказки попадают к разным народам из одного письменного источника. Например, санскритский сборник «Панчатантра», в который вошло множество разных сюжетов, в списках и пересказах попал к монголам, тувинцам, бурятам, народам Памира… Но есть и сюжеты, которые называют «бродячими»: никто не знает, где их корни и как они попадают к разным народам, которые даже никогда не встречались, но сходство удивительное. Например, эпизод из «Одиссеи», где Одиссей натягивает свой лук и убивает женихов, точно повторяется в сказках и преданиях народов Кавказа, Сибири, Европы, хотя, конечно, те, кто их рассказывал, «Одиссею» не читали. Особняком в этом смысле стоят Америка и Австралия, как себя там ведут «бродячие сюжеты» - отдельный сложный разговор.

3. Как сказитель запоминает длинные эпические сказания? Неужели наизусть?
Конечно, нет. Механизм запоминания и воспроизведения длинных сказаний начали изучать сравнительно недавно, там ещё много неясного, но основной принцип понятен. Дело в том, что сюжеты сказаний у всех народов делятся на несколько групп: о борьбе с чудовищами, о сватовстве героя, о сражениях с захватчиками. Каждый тип сюжетов строится по общей канве: например, герой узнаёт, что где-то живёт предназначенная ему невеста, едет за ней, соревнуется с другими женихами, побеждает и везёт невесту домой, а по дороге ещё что-то случается. Вариаций множество, но есть эпизоды, без которых сказания не получится. К каждому такому эпизоду, как второстепенные члены предложения к основе, прилагаются разные подробности, запомнить их несложно. А описываются эти подробности схематическими выражениями, устойчивыми формулами, которые нередко отличаются друг от друга только парой слов и вообще построены очень похоже. Вот сказитель и строит текст прямо по ходу исполнения, вставляя одну за другой такие формулы, а промежутки между ними заполняя уже своими словами. Помнить ему нужно только сюжет, подробности основных эпизодов и правила, по которым строятся формулы. К тому же в одном сказании эпизоды повторяются: герой едет сначала в одно царство, потом во второе, потом в третье, и каждый раз описание езды сходно. Тренированная память вполне способна запомнить эту схему, вот и весь секрет.

4. Почему в одной и той же песне слова могут отличаться?
Фольклорный текст (в том числе и народная песня) — это не что-то неизменное, застывшее раз и навсегда. Ведь фольклор воспроизводится по памяти, а память любит заменять одни слова другими, похожими, и путать разные тексты, если у них, например, одинаковый стихотворный размер. У народных песен не так уж много разных метрических схем (у каждого народа свои), поэтому многие песни похожи и по ритму, и по мелодии. Тут и спутать недолго. Точно так же живут в народе авторские песни (например, романсы или песни бардов 60-х годов): если песня выучена на слух, то разные люди запомнили текст и мелодию немного по-разному, как запомнили - так и поют. Кстати, мелодии в этом смысле устойчивее, чем слова.

5. Почему в сказках лиса хитрая, а в жизни нет?
Потому что сказочная лиса — это не реальный зверь, как и сказочные люди — не совсем такие же, как в жизни. Сказка показывает идеальную картину мира: не в том смысле, что там всё идеально хорошо, а в смысле мира, составленного из образов, а не из реальных предметов. В народном идеальном мире у каждого образа есть чётко определённые свойства, а берутся они из очень разных источников. Что-то остаётся от древней мифологии, что-то приносится из религиозных верований, что-то из древней повседневной жизни, здесь никогда нельзя сказать точно, откуда что взялось. По приписанным свойствам предметы идеального мира могут сильно отличаться от реальных: царевич всегда смелый, царевна — прекрасная, лиса — хитрая, заяц — трусливый… Мы почти никогда не угадаем, почему они именно такие, но эти оценки очень устойчивы. Кстати, явления идеального мира всегда оцениваются по шкале «хорошо — плохо»: царевна прекрасная — мачеха безобразная, лиса хитрая — волк глупый. Без оценки не будет идеальной картины мира.
То же правило, только чуть сложнее выраженное, действует и для эпоса, и для баллад, и для песен. Богатырь всегда хороший, Идолище — плохое, белый цвет (у славян) хороший, чёрный — плохой, дуб — хорошее дерево, осина — плохое, соловей несёт радостные вести, ворон — печальные, и т. д.
Традиционные картины мира сильно различаются у разных народов: в монгольских сказках волк мудрый, а в сказках йоруба заяц смелый и сильный. Да и в русском фольклоре волк, который помогает Ивану-царевичу, это не тот же волк, которого обманула хитрая лиса. Эти образы имеют разные источники.
Tags: фольклор, чудеса науки
Subscribe

  • Le Roi a fait battre tambour

    И вот, не прошло и 20 лет :), как я закончила перевод французской популярной народной песенки, родное название которой можно видеть в заголовке…

  • Ещё игр

    На этот раз будем сочинять мифы и предания! 1. У алтайцев есть мифы о потопе, немного отличающиеся от библейских. Один миф рассказывает, что, когда…

  • Физра для мозга :)

    А что, дорогие все, не поиграть ли нам в народные игры? Как вы относитесь, например, к народным загадкам? Вот вам тагивки - загадки эвенков.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments